Малая родина в книгах Иосифа Станкевича

Учебно-исследовательская работа

30.12.2020
развернуть

Государственное учреждение образования

“Учебно-педагогический комплекс

“Залужский детский сад-средняя школа”

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-исследовательская работа

Малая родина в книгах

Иосифа  Станкевича

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Кривель Анастасия Леонидовна,

ученица  9  класса

Руководитель

Валенто Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 

 

Залужье, 2019

 

 

 

Оглавление

Введение  3

Глава 1 Иосиф Иосифович Станкевич – выпускник Залужской средней школы, поэт, писатель                                                             4

Глава 2 Тема малой родины – основная  в книгах

Иосифа Станкевича                                                                                 5

2.1 Жанрово-стилистические особенности произведений5

2.2 Родная деревня, родительский дом, крестьянские будни и

 праздники – составляющие малой родины6

2.3 Местные диалекты – часть культуры народа8

2.4Детство, «…школа, я скучаю…» 9

Заключение                                                                               10

Список использованных источников 11

Приложения 12

 

Введение

В школьном музее «Спадчына»  есть много информации о выпускниках Залужскойшколы, на полках лежат книги многих из них. Моё внимание привлекла книга Иосифа Станкевича «Сердце стремится только сюда…». Взяла в руки книгу и на третьей странице прочла: «Чуть ли не ежедневно вспоминаю синеокую Беларусь, любимую деревню, где прошло моё детство, промчалось отрочество, промелькнула юность, где научился надеяться и ждать, радоваться и грустить, верить и любить»[4,C.3].Подумала, что такие глубокие слова мог написать только человек, горячо любящий свою родину. Решила узнать, знакомы ли  с творчеством Иосифа Станкевича учителя и учащиеся нашего учреждения образования.(Приложение 1). Результаты анкетирования показали, что читали книги Станкевича всего 15% респондентов. Поэтому хочу привлечь внимание к творчеству Иосифа  Станкевича и показать, как освоей малой родине  пишет выпускник Залужской школы.

Актуальность:Очень важно, чтобы нынешнее молодое поколение  понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека. Книги  Иосифа Станкевича  способствуют воспитанию чувства любви  к   малой родине, к краю отцов и дедов.

Объект исследования: Книги Иосифа Станкевича.

Предмет исследования: Произведения о малой родине.

Цель исследования:Показать образ малой родины в книгах Иосифа Станкевича.

Задачи исследования:

1.Узнать, знакомы ли учащиеся нашего учреждения образования с творчеством Иосифа Станкевича,  результаты представить в виде диаграммы.

2.Отметить жанрово-стилистические особенности книг Иосифа Станкевича.

3.Проанализировать произведения о малой родине.

4.Определить роль малой родины в нравственном становлении человека.

Гипотеза:Доказать, что тема малой родины  -  одна из главных в  книгах автора.

Методы исследования: Сбор информации, наблюдение, анализ и обобщение, сравнение, систематизация.

Практическая значимость: Материалы  данной исследовательской работы - основа для написания текста экскурсии в школьном историческом музее о выпускнике школы И.И.Станкевиче.  Фрагменты работы могут использоваться  для проведения факультативных занятий, классных часов и  внеклассных мероприятий.

3

Глава 1.Иосиф Иосифович Станкевич – выпускникЗалужскойсредней школы,поэт, писатель

Иосиф Иосифович Станкевич родился в 1958 году в деревне КазейкиСтолбцовского района Минской области в крестьянской семье. В 1975 году окончил Залужскую среднюю школу. С детства увлекался литературой. В тринадцать лет написал первые поэтические строки. А уже в семнадцать в рассказе «Лёс» поведал о трагической судьбе девушки из соседней деревни. Непреодолимая тяга к творчеству помогла определиться с выбором будущей профессии. В 1982 году окончил филологический факультет Белорусского государственного университета. Работал учителем в Погорельской средней школе Осиповичского района Могилёвской области. Вскоре женился и переехал в Прибалтику (город Вильнюс). Там продолжал работать учителем русского языка, заместителем директора школы. В данный момент – преподаватель Вильнюсского государственного университета. Кредо жизни: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» (Д.Корнеги).

Иосиф Станкевич – поэт, писатель, переводчик,автор книг: «Сердце стремится только сюда» (художественно-публицистическая проза)(2012), «Под знаком добра»(2014)(автобиографическая повесть),  «С верой и любовью», «Пароход памяти»(2015), «Жить с мечтой» (2017) (поэтические сборники). Пишет на четырёх языках: русском, белорусском, польском и литовском. Увлекается художественным переводом современной русской, белорусской, польской, литовской поэзии и прозы. (Приложение 2)

И.И.Станкевич часто бывает в Беларуси, приезжает погостить у родственников, наведывается и в родную деревню Казейки.Наверное, любой человек, оказавшись за тридевять земель от родимого порога, испытывает необъяснимую тягу к близким сердцу местам, тоскует по безвозвратно ушедшему времени?!«Хочется зайти в родительский дом, увидеться с односельчанами,поинтересоваться житьём-бытьём, сходить в лес, который некогда в пятом классе сажал и я, вдохнуть аромат душистых сосен, прилечь на мягкое мшистое одеяло…»[4,с.137].

И.И.Станкевич - частый гость нашего учреждения образования. Встреча с ним – это часы воспоминаний о школьных годах, одноклассниках и учителях, о детстве и юности, мгновения увлечённого разговора о литературе, о творчестве. (Приложение 3)

 

 

 

 

 

4

Глава 2.Тема малой родины – основная  в книгах Иосифа Станкевича

2.1 Жанрово-стилистические особенности произведений

         Вслушайтесь в  названия книг: «Сердце стремится только сюда…», «Под знаком добра», «Пароход памяти», «Жить с мечтой», «С верой и любовью», названия стихотворений: «Родная вёска», «Параход памяці”, “Настальгія”, “Сінявокая любоў”, “Вітаю вас, радімыя мясціны”- и поймёте,  что для автора любовь к родным местам — священное чувство:

І куды б мяне лёс не закінуў,

Я ўпэўнены толькі ў адным:

Сінявокую нашу Радзіму

Пранясу праз гады і вякі! [2, с.25].

         Книга «Сердце стремится только сюда…» -художественно-публицистическая проза.Данная книга состоит из шести очерков. (Приложение 4) Это экскурс в историческое прошлое малой родины с целью осмысления настоящего. Автор ведёт повествование от первого лица, организует сюжет, стоит в центре изложения, изучает факты, документы, беседует с людьми, вырабатывает свою точку зрения, даёт оценку событиям.

И.И.Станкевич пишет и художественную прозу, обращается к жанру автобиографической повести. (Приложение 5) Повесть «Под знаком добра» - это не просто воспоминания о детстве, отрочестве и ранней юности автора, это попытка осмыслить прожитое. Ради чего мы живём? Ответ на этот вопрос читатель найдёт в этой повести. Цель автора – «достучаться да сердец хотя бы некоторых потомков Адама и Евы, вселить в их души Веру, Любовь и Надежду, сделать мир чуточку добрее и краше…» [3, с.5]. Имена и фамилии героев вымышленные. Повествование ведётся от лица рассказчика, через призму чувств и переживаний которого пропущены описываемые события. Рассказчик – Зенон Ситкевич. Художественное время – от рождения главного героя да его совершеннолетия. В повести десять глав.

Стихи И.И.Станкевич пишет на  четырёх языках: русском, белорусском, польском и литовском.(Приложение 6) Поэтические сборники «С верой и любовью», «Пароход памяти», «Жить с мечтой содержат стихотворения о малой родине, в которых Иосиф Станкевич отправляется в путешествие по стране Памяти, где встречается с земляками, друзьями, близкими людьми, вступает с ними в мини-диалог, признаётся в высоких чувствах.

Тема малой родины – основная в книгах Иосифа Станкевича.

 

 

5

2.2 Родная деревня, родительский дом, крестьянский быт, будни и праздники – составляющие малой родины

Поднимаются и растут города, красивые, большие, они манят к себе, а родина остается.Малая родина Иосифа Станкевича – это   деревня Казейки. О ней автор пишет в разных произведениях. В стихотворении “Родная вёска”  поэт любуется родной деревней и  благодарит судьбу за то, что родился в  Казейках:

Родная вёска-

Прыгажэйшая ў свеце,

Як удзячны я лёсу,

Што нарадзіўся ў Казейках! [2,с.13].

В книге «Сердце стремится только сюда…» читаю: «Вспоминаю1961 год. Родители перевозят с хутора, находившегося в полутора километрах от деревни Казейки свой скарб, а я, с трудом поспевая за резвой лошадкой, с интересом наблюдаю за всё убегающим старинным шкафом на телеге» [4,с.116]. Таким запомнилось переселение с хутора в деревню.

А в повести «Под знаком добра» автор о переселение из хутора в деревню Казейкипишеттак: «Запустили в дом кошку Маню, подождали, пока договорится с духами, перекрестились, … под вечер на огонёк заглянули односельчане».Тёплые воспоминания у автора остались и о родительском доме на хуторе.«Прощай, милый дом, прощай, волшебный вишнёвый сад, прощайте,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    отзывчивые хуторяне!»[3,с.31]. Особого внимания заслуживает вишнёвый сад: «Какой вишнёвый сад был у родителей – не хуже чеховского!»[3,с.15].

 Деревня Казейки. Что значит это название? Главный герой повести Зенон Ситкевич узнаёт от своей бабушки, что «некогда сей райский уголок понравился пришлому человеку – кузнецу по имени Казей. Он-то и построил избу первым. …Прознав о превзойдённом мастерстве коваля, поблизости стали селиться люди. Так возникла деревушка со столь романтическим названием» [3,с.31].

Память жива. На подсознательном уровне нейкая машина времени вновь и вновь отправляет автора книг туда, где вырос, в те далёкие и такие близкие годы.Любит Иосиф Станкевич свою малую родину за неповторимую красоту ухоженных полей, за картины природы в разные поры года, которые радуют разнообразием красок и звуков:

Тут пад спеў жаўрука,

Зычны клёкат бусліны

Спакваля спазнаваў

Любоў да Маці, Айчыны[2,с.13].

 

6

«…Представляю деревеньку в цветущих, постаревших от времени садах, красочный луг, великолепные пейзажи…, а во дворе встречаетменя старенькая берёза в белом платочке…»[4,с.117].А вот деревня зимой: “Казалось, деревня превратилась в один сплошной сугроб, над которым возвышались крыши с сиротливо дымящими печными трубами… и белое безмолвие”[3,с.86].А весной “…сквозь уставшую от зимних морозов землю пробивается на свободу, устремляется к солнцу первая зелёная поросль, крепнет, набирается сил… [4, с.86].

Гэты цудны куточак

Самабытнай прыроды

Ухваляць можна доўга,

Бо ён – непаўторны![2,с.16]. (Приложение 7)

         С особой любовью Иосиф Станкевич говорит в своих книгах о родителях.(Приложение 8)

“Отец, Иосиф Викентьевич, “счастливой” жизни хлебнул полной чашей. Получил трёхклассное образование – учиться пришлось и в польской, и в белорусской, и в русской школах. В двадцать лет уехал на зароботки в Карело-Финскую ССР, вернулся в родные края, женился на Брониславе Судник. Трудился полеводом в колхозе, выполнял самую тяжёлую работу: выращивал хлеб. Это был доброжелательный, чуткий, сдержанный человек. “Не помню, чтобы когда-либо на меня или на маму повысил голос…”  [3,с.128-129].

Мама, Бронислава Францевна, имела за спиной трёхклассное образование. Матуля (так автор часто называет маму) умела прощать обиды,отличалась спокойствием и доброжелательностью, никогда ни с кем не конфликтовала, считала, что лучше уступить, нежели спорить до хрипоты и оскорблять друг друга. ”Милая, дорогая, бесценная мама. Ты научила меня верить в себя и в свои силы, жить по справедливости, любить людей”[3,с.113].“Буквально с молоком матери впитал я радушие, сострадание и милосердие”[3, с.109].“Человечность мамы не знала границ…”[4, с.131].

Мама работала дояркой. “Доила коров вручную, присев на корточки. На попечении каждой доярки было не менее двадцати пяти бурёнок, поэтому к концу рабочего дня руки немели, ноги затекали”[4, с.118]. Двенадцатилетний Иосиф как мог помогал: и за телятами присмотреть, и вёдра поднести, и стойло почистить. “Как мог помогал: и по хозяйству, и на ферме, и на прополке, и полы в доме вымыть не брезговал”[4, с.131].

Произведения Иосифа Станкевича  проникнуты глубокой и нежной любовью к малой родине.Родная деревня, родительский дом, крестьянский быт, будни и праздники – составляющие малой родины. Малая родина -это опора, нравственный ориентир.

7

2.3 Местные диалекты, народные приметы – часть культуры народа

Местные диалекты, народные приметы - кладезь народной мудрости, наблюдательности. «У народа есть известное – очень почтенное и высокое нравственное миросозерцание,вошедшее в его язык и нравы…. Этот круг словесных запасов учит и воспитывает народ от детского до старческого возраста», - писал лингвист и педагог В.И.Чернышёв. Иосиф Станкевичиспользует в своих книгах  местные диалекты, пытается передать говор родственников, односельчан, друзей.

Вот некоторые из них:

Гара (схадзіць на гару) - чердак

Драпашка- инструмент для возделывания земли

Люфцік – фортачка

Поплаў - луг

Камяк – картофельное пюре

Разак - пила

Сягонячы - сегодня

Вычвараць, чвэрыць  -вредить

Дубэльты двойные окна

Галька – нижнее женское бельё

Надзяванне, кіндзюк – мясное изделие из ливера

Дрында – самокат из железной трубы

Пугаць – много пить

Валак – деревянное приспособление для глажки

Гуштаўка - качели

Картофля - картофель

Гэблік - рубанок

Верашчака - мачанка

Зэдаль - табурет

Гаршчэшнік - ухват

Скупэра - жадный

Сялядоршы – средний

Трускаўкі –клубника

Хрусты – хворост (мучное изделие)

“Всякий раз, приезжая в деревню, я тут же перехожу на местный говор, отдавая дань уважения живущим здесь людям” [4, с.135].

Автор обращает внимание на народные приметы. «…есть суеверия, когда люди страшатся чёрных кошек, рассыпанного сахара, пауков, а есть народные приметы, опробованные временем и практикой – вот к ним-то надо прислушиваться» [3, с.86].(Приложение 9)

 

 

8

2.4 Детство, «… школа, я скучаю…»

Як хочацца часам дзяцінства

Хаця б на імгненне вярнуць,

З бацькоўскае студні напіцца,

У школу на ўрок зазірнуць [1,с.92].

         Повесть “Под знаком добра” – это воспоминания о прекрасном детстве, о школьной юности и любимых учителях. Глазами Зенона Ситкевича (от лица которого ведётся повествование) воспринимаются события от рождения и до совершеннолетия.В первых главах я узнала о рождении главного героя, о кормилице, которая помогла матери выкормить ослабленного малыша, о детских хворях.

Глава«Первые испытания»  о начальной школе, которая находилась в деревне Скоморошки. «Поначалу в диковинку было всё: тяжёлые деревянные парты с откидными крышками, грифельные карандаши, неудобные перьевые ручки, коварные чернильницы-непроливайки, неуклюжие напольные счёты с огромными чёрно-коричневыми косточками»[3, с.46].Помнит автор осмотры и прививки местного фельдшера, вступление в ряды октябрят, экскурсию на Столбцовский завод безалкогольных напитков, где давали попробовать любимого «Дюшеса».

С особой торжественностью Станкевич рассказывает о вступлении в пионеры уже в Залужской средней школе. «Наконец мечта сбылась – символ нерушимой связи трёх поколений специальным узлом повязан на моей шее»[3, с.57].Школьная жизнь, увлечения,  любимые уроки и учителя,одноклассники. «Школа, школа, я скучаю… Ты дала необходимые знания, открыла двери в мир прекрасного, научила доверять людям, творить добро…»[3, с.70].

В повести Станкевич говорит о безобидных  забавахказейских сорванцов: лапта, прятки, штандер, футбол, волейбол.(Приложение 10)

Повесть автор заканчивает 18-м днём рождения главного героя. Июльское воскресенье, солнечное и жаркое. Навсегда запомнил Зенон слова мамы: «Сынок, постарайся усвоить одну простую истину – восемнадцать – это не вседозволенность и безнаказанность, это ответственность за собственные поступки, это жизнь по совести, с любовью в сердце, без ненависти и зависти… это умение творить добро»[3, с.119-120].

Ради чего мы живём?Я думаю, жить под знаком добра – вот и ответ на вопрос.

Родная деревня, родительский дом, крестьянский быт, будни и праздники, детство, школа –  составляющие малой родины, которые  стали предметом литературных раздумий, сердечной привязанности автора.

9

Заключение

Познакомившись с литературным творчеством Иосифа Станкевича, яубедилась в правильности выдвинутой гипотезы: тема малой родины – одна из главных в его творчестве. Проанализировав произведения о малой родине, пришла к следующим выводам.

Во-первых, отмечается жанрово-стилистическое разнообразие произведений: художественно-публицистическая проза, автобиографическая повесть, лирические стихотворения.

Во-вторых,родная деревня, родительский дом, крестьянский быт,  будни и праздники, детство, школа –  составляющие малой родины, которые  стали предметом глубоких литературных раздумий, сердечной привязанности автора. Произведения Иосифа Станкевича проникнуты глубокой и нежной любовью к малой родине. Нравственный ориентир  героев произведений -  жить под знаком добра.

Таким образом, я убеждена, что книги  Иосифа Станкевича  способствуют воспитанию чувства любви  к   малой родине, к краю отцов и дедов.

Хочу выразить слова благодарности выпускнику Залужской средней школы, преподавателю Вильнюсского университета, поэту, писателю, публицисту, переводчику за творческое наследие, за любовь к малой родине и добрую память о ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Список использованных источников

1.Станкевич И.И. Жить с мечтой. – Вильнюс. - 2017. - 211 с.

2.Cтанкевич И.И. Пароход памяти. – Вильнюс. - 2015. - 158 с.

3.Станкевич И.И. Под знаком добра. – Вильнюс. – 2014. - 159 с.

4.Станкевич И.И. Сердце стремится только сюда…– Вильнюс. – 2012. - 355 с.

5.Станкевич И.И. «С верой и любовью». - Вильнюс. – 2013. - 164 с.

6.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.,ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Приложение 1

Результатыанкетирования

 

 

 

 

  1. Знают, кто такой И.И.Станкевич, читали его книги15% респондентов
  2. Слышали, но не читали – 49%.
  3. Не знают, кто такой И.И.Станкевич – 36%.

 

12

Приложение 2

Иосиф Иосифович Станкевич –  выпускник

Залужской средней школы, поэт, писатель, преподаватель Вильнюсского государственного университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Приложение 3

Во время встречи  в Залужской средней школе

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Приложение 4

Художественно-публицистическая проза. Жанр – очерк

Для художественно-публицистической прозы главное – оказать эмоционально-образное воздействие на читателя или слушателя. Основным содержанием художественно-публицистических произведений является не только факт, событие, но и их оценка, интерпретация, осмысление.  По своим основным функциям художественно-публицистическая проза сочетает в себе черты публицистического и художественного стилей. Для художественно-публицистической прозыобраз автора – это образ информированного, богатого духовно человека, стремящегося разделить с читателями свою точку зрения по поводу известных событий, убедить в справедливости той или иной их оценки.Основу  формируют языковые и речевые средства выражения оценки (эмоционально-оценочная лексика, фразеология и др.), средства создания эмоционально-образной канвы текста (тропы и риторические фигуры), средства, повышающие коммуникативную направленность произведения (средства адресации и авторизации) и др.

Очерк – один из жанров художественно-публицистической прозы,короткое повествовательное произведение, основной целью которого является образная иллюстрация или образная информация. Публицистический элемент создается прямыми размышлениями автора, непосредственным вторжением автора в повествование, и нередко автор выступает как действующее лицо, так или иначе связанное с изображаемым героем. При создании очерка автор опирается на факты, позволяющие полноценно раскрыть тему. Факты в очерке осмысливаются через образы[6, с.99].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Приложение 5

Автобиографическая повесть

Автобиографическая повесть - одна из разновидностей повести,произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя, написанное от первого лица[6, с.78-79].

Характерные особенности автобиографической повести:

1.Рассказ о жизни маленького героя писатели, как правило, выстраивают на основе своих личных впечатлений и воспоминаний (автобиографическая основа повестей о детстве). Часто не менее важную роль в повестях играет вымысел.

2.В повестях о детстве используется своеобразный сюжет, в основе которого лежат мало занимательные, на первый взгляд, события, лишенные остродраматического начала.

3.События детских лет воссоздаются писателями в форме воспоминаний от первого лица, которая позволяет показать события как бы под двойным углом зрения: сочетается взгляд ребенка, по большей части наивно воспринимающего мир, и житейская мудрость взрослого человека, дополняющая и корректирующая восприятие юного героя.

4.В результате в повестях о детстве явно намечается противопоставление двух времен: «тогда» (время, в которое действует ребенок) и «сейчас» (время создания воспоминаний).

5.Не случайно повествование часто нарушается лирическими отступлениями, основной темой которых становится грусть по золотому утраченному детству.

6.Своеобразным построением в повестях о детстве отличается и система персонажей, в центре которой стоит образ маленького героя. Остальные персонажи важны только с точки зрения своего влияния ни личность ребенка. И среди них особая роль отводится семье, наставникам и сверстникам.

7.Заметно выделяется в повестях о детстве ряд сквозных мотивов и эпизодов. Отметим два, наиболее популярных из них: это эпизод, который сыграл роль поворотного момента в жизни ребенка (например, первый отъезд из дома), и мотив первого горя.

8.Желание авторов запечатлеть, остановить на некоторое время детство побуждает их выбрать особый способ воспроизведения событий, в котором важную роль отводится детализированному описанию разнообразных предметов и вещей; зрительная осязаемость описываемого также является одним из устойчивых компонентов художественного мира повестей о детстве.

 

 

 

16

Приложение 6

Особенности лирических стихотворений

В кратком литературоведческом словаре Л.И. Тимофеев дает такое определение лирики. Лирика (от греч. lira -лира - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) - один из трех родов литературно-художественных произведений. Лирический образ - это образ-переживание, выражение и чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. В лирическом произведении всегда присутствуют впечатления от каких-то фактов, раздумья о чем-то и переживание чего-то.Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку, поэтому лирика тяготеет к стихотворной речи.

Содержание и формы лирических стихотворений изменялись в связи с развитием литературы. Не редко различают лирику по тематике – свободолюбивую, философскую, любовную, пейзажную и пр. Однако надо иметь в виду что по большей части лирические произведения многотемны поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства.

Лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.

Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно, оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием[6, с.66-67].

 

 

 

 

17

Приложение 7

Деревня, крестьянский быт, будни и праздники

в книгахИ.И.Станкевича

Писатель-публицист в очерке «Одна, единственная…» вспоминает речку Залужанку, где ловили руками огромных раков, трясинный ольшаник, Мечиков сад, лесок, где в детстве любили играть в войну, собирали грибы.

А вот как об этом написано в автобиографической повести: «Все: дети-непоседы, шаловливые подростки, восемнадцатилетние юнцы - направляли свои стопы к дивным берегам Залужанки» или «К охоте на раков, прозванных в народе индикаторами чистоты, подходили мы  со всей серьёзностью и ответственностью. Самый смелый засовывал руку в найденный наощупь домик-лунку и ждал, пока усатое страшилище не «клюнет»[3, с.92].И эти воспоминания обретают жизнь в стихах:

У затоцы рукамі

Пячкуроў усе ганялі,

Выцягвалі ракаў,

А пасля загаралі [2, с.14].

В своих книгах Иосиф Станкевич пишет о Мечиковом саде. Что это за сад? Почему Мечиков? Нашла ответ в книге «Сердце стремится только сюда…». Когда-то сад принадлежал Мечиславу Куликовскому, зажиточному крестьянину, владельцу земель, скота, сада с домом, амбара, двух гумен. После войны Куликовские уехали в Польшу, так как вступать в колхоз не хотели. Дом деревенские мужики разобрали и построили из него кузницу. Лесок, оставшийся без хозяина, тоже уничтожили. А сад так и остался Мечиковым.  И в повести «Под знаком добра» прочла: «Представьте лужайку примерно сто на сто метров, окружённую плотной стеной лиственных и фруктовых деревьев» [3, с.94-95].

А вот лирические строки о Мечиковом саде:

Млявы Мечыкаў сад-

Ён і сёння, напэўна,

Застаўся для нас

Крыніцай натхнення[2, с.13].

Земля-матушка нуждается в постоянном уходе, любви и защите, бережном к себе отношении. Тяжёл, но приятен крестьянский труд!Чудесные поэтические строки о поре сенокоса:

Як прыемна з расою

Гэтак з поплавам зліцца,

Узмахнуць раз касою,

Крыху затаіцца.

Паглядзець, як мурава

18

У пракосы кладзецца…

Прыгажосць. Скажу вам –

Аж заходзіцца сэрца…[2, с.15].

В повести “Под знаком добра”о сенокосе читаю: “Как приятно на зорьке выйти на луг, прислушаться к пению разбуженных людским гомоном птиц, вдохнуть полной грудью аромат луговых трав, взять в руки косу, взмахнуть раз, другой, третий и ”коси, коса, пока роса”, пока не взошло солнце!” [3, с.114]. А почувствовав приятную усталость, присесть в тени раскидистого дуба, подкрепиться бутылкой студёного молока и горбушкой пахучего хлеба. Косить наш герой научился лет в одиннадцать и очень любил это полезное занятие.

Касцы ўвішныя зайшліся ад поту…

Падморгвае сонца дзівоснаму дню.

Пяюць жаўрукі палявыя з ахвотай,

Хіба ўхваляюць па-свойму касьбу[1, с.96].

Коров пасли по очереди примерно раз в десять дней. Детям домашнюю скотину не доверяли, но помогать отцу или матери  герой повести «Под знаком добра» Зенон любил. «Когда подходила очередь, искренне радовался предстоящей миссии» [3, с.38]. Пишет автор о домашней корове по кличке Сойка, которая подняла Зенона на рога. Сколько страха натерпелся, пока на помощь не прибежали родители.  В повести  автор отдельную главу  посвящает корове  Сойка. «Отчего так назвали, возможно, за клок шерсти на голове, чем-то смахивавший на хохол упомянутой птахи»[3, с.38].

Во время летних каникул приходилось детям наравне со взрослыми работать в колхозе: собирать камни, пропалывать свёклу, ходить в ночное, помогать в уборке зерновых и картофеля. “Заработки копеечные (в месяц набегало до 25-30 рублей), но и это радовало, - хоть какое-то подспорье для родителей, которые, вкалывая от зари до зари, не могли позволить себе жить беззаботно” [3, с.115].

И.И.Станкевич в книгах показывает незамысловатую повседневную еду деревенских жителей: яичницу на сале, деревенскую колбаску “пальцем сделанную”, кровяную колбасу (кровянку), верещаку (мачанку), краюху хлеба да стакан парного молока. “И тут же взору предстал горшочек с дымящейся мачанкой. Не обошлось и без высокой стопки ноздреватых блинов” [3, с.85].

         Однако не только трудом жив человек. Праздники – один из важнейших деревенских атрибутов.

              … а святы?

Яны ў памяці вечна,

Яны – маё шчасце [2, с.123].

19

 

У Иосифа Станкевича в повести “Под знаком добра” есть глава “Будни и праздники”, где я прочла о подготовке к Рождеству, Новому году,  Пасхе. “Рождественская сказка начиналась задолго до метелей и снежных заносов, когда на семейном совете принималось решение заколоть кабана”.

Сямейны вырашыў савет,

Які святочны будзем мець абед[2, с.34].

         …Какие блюда готовила мама – пальчики оближешь. “Кровяная колбаса будоражила воображение и возбуждала аппетит, а панская верещака из обжаренных свиных рёбер могла удовлетворить вкус самого изысканного гурмана…” [3, с.101].

І можаце паверыць – не дам схлусіць –

Смачнейшых страў не еў ніколі, мусіць.

Толькі да рота шкварку паднясі –

Прыемнасць – за вушамі аж трашчыць[2, с.38].

В канун праздника дети мечтали об исполнении желаний и фантастических подарках, поэтому старались быть тише воды, ниже травы. Отец приносил высокую, до потолка, ёлку и с царственным видом устанавливал в избе. Дети украшали ёлку: вырезали из цветной бумаги гирлянды, развешивали стеклянные шары, сласти (до Нового года они не доживали).

Мерцает в хате ёлочка –

Шары блестят на ней…

Конфеты тешат фантами –

Как я их жаждал съесть! [ 1, с.26].

Так в хлопотах и заботах проходила предпраздничная неделя. “В последний день (сочельник) соблюдали особо строгий пост – употребляли в пищу сочиво – сваренные с мёдом пшеничные или ячменные зёрна. Перед обедом во все четыре угла кухни ставили необмолоченные снопы ржи, под скатерть клали сено, а на праздничный стол подавали постные блюда (двенадцать): кутью, рыбу, грибы, кисель, маковое молоко, миниатюрные пирожки. Обязательно ставили лишний столовый прибор – вдруг нежданный гость посетит дом. Желали друг другу счастья, здоровья, благополучия. На следующий день стол ломился от изобилия мясных блюд”[4, с.123].

Пасха – светлый праздник. К ней готовились заблаговременно: в чистый четверг затевали уборку в доме, в отваре из луковой шелухи окрашивали пасхальные яйца, пекли куличи, ближе к ночи по очередикупались в алюминиевой бадье. В воскресенье утром усаживались за праздничный стол. Трапеза начиналась с молитвы, потом все съедали по кусочку освещённого яйца, хлеба и соли.

20

Приложение 8

БрониславаФранцевнаи Иосиф Викентьевич Станкевичи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Приложение 9

Местные диалекты и народные приметы

в повести «Под знаком добра»

Дрында

«…своеобразный зимний самокат из согнутой особым образом толстой металлической трубы»[3, с.83]. Его обладатель одной ногой вставал на правый полоз, а второй отталкивался до тех пор, пока не набирал скорость.

 

Верещака

“Кровяная колбаса будоражила воображение и возбуждала аппетит, а панская верещака из обжаренных свиных рёбер могла удовлетворить вкус самого изысканного гурмана…”[3, с.101].

 

Хрусты

«Насладились фантастически вкусными хрустами с молоком…»[3, с.36].

 

«Быть зиме суровой, - говорили родители,- смотри, как низко гуси на юг летят»[3, с.82].

 

“Грибов в этом году как-то мало, значит наметёт ого-го!” – добавила бабушка [3, с.82-83].

 

«…Помнишь, в середине сентября в лесу было много паутины? Это к суровой и холодной зиме [3, с.86-87].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Приложение 10

Детские забавы в книгах

«Эхом разносилось по округе отрывисто-звучное «штандер». Кто-либо подбрасывал мяч высоко вверх, выкрикивая имя одного из игроков. Поймав, тот становился хозяином положения; а если удача отворачивалась – мяч касался земли – все разбегались,  в разные стороны. Услышав знакомое слова «штандер», замирали, ожидая, кого «осалит» (по ком попадёт) водящий. «Осаленный» занимал скамейку запасных» [3, с.72].

 

«Снег, лёд – это «дрынды», коньки, санки, лыжи…»[3, с.83].

 

«Когда ударяли лютые морозы… и речка, близлежащие озёра покрывались прочным льдом, иные реалии манили нас – коньки» [3, с.83].

 

«Дрында» -своеобразный зимний самокат из согнутой особым образом толстой металлической трубы»[3, с.83]. Его обладатель одной ногой вставал на правый полоз, а второй отталкивался до тех пор, пока не набирал скорость.

 

 «…затевали увлекательнейшие соревнования по футболу, волейболу, баскетболу. Допоздна сражались за победу»[3, с.95].

 

«Хоккей мы любили, поэтому с детства учились стоять на самодельных коньках. Для их изготовления использовали прямоугольные деревянные бруски. Срезали бока конусом, находили толстую железную проволоку и забивали её вдоль деревяшки. С помощью подручных средств прикрепляли это мальчишечье счастье к валенкам или сапогам. Допоздна гоняли шайбу, взрывая «металлом» запорошенный лёд»[4, с.124].

 

«Лопатами вырезали дёрн и по всем правилам архитектурного мастерства строили запруду»[4, с.120].

 

 

 

 

 

 

 

 

23

свернуть